Орнитологическая служба Домодедово
Безопасность полётов — главное в авиации. Будь то большой аэропорт или аэродром местных воздушных линий. Все они находятся на открытой местности, доступной дляопределенного рода «лиц», которым не требуется пропуск и документы, чтобы попасть на территорию аэропорта. Мало того, что эти персонажи постоянно проникают на закрытую территорию, так они еще создают угрозу безопасности полётов.
Сегодня речь пойдет о птицах и одном дне из жизни орнитологической службы аэропорта Домодедово.
Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может нарушить работу агрегатов воздушного судна. Для предотвращения такого рода событий Московский аэропорт Домодедово первым в России еще в начале 80-х годов создал Орнитологическую службу, в задачи которой входит контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него.
22 фото
1. Чем занимается орнитологическая служба? В задачи подразделения входит обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Домодедово первым среди аэропортов МАУ (Московского авиационного узла) в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов.
3. К средним можно отнести голубей, грачей, озерных и сизых чаек, куропаток, чибисов, а также еще несколько видов. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. К мелким опасным для самолетов видам птиц относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы и на территории аэропорта ведут себя корректно и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии.
4. Птицы боятся резких звуков, хлопков, выстрелов и представляющих для них потенциальную угрозу хищников. Исходя из этого, отпугивание птиц на территории аэродрома производится с помощью акустических установок, транслирующих крики опасности птиц.
Вот из этого динамика постоянно стонут птицы:
5. Также пернатых отпугивают с помощью пропановых пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, стартового пистолета или сигнальных патронов. Несколько таких пушек установлены рядом с впп в Домодедово — на фото справа.
6. Периодически пушка выстреливает сжатым газом, и даже на расстоянии сотни метров чувствуется взрывная волна.
7. Один из самых «живых» методов борьбы с летающей угрозой — ловчие птицы, они же ястребы-тетеревятники. И вчера сотрудник орнитологической службы Иван показал журналистам, как охотится ястреб.
8. На сегодняшний день для обеспечения орнитологической безопасности полетов в аэропорту Домодедово используются ястребы-тетеревятники в количестве пяти особей. Знакомьтесь, это Брунгильда, молодая полугодовая самка ястреба. Для своих — Бруня.
9. Использование специально обученных ловчих птиц является наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире: пернатые охотники работают в крупнейших воздушных гаванях США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в двадцати странах).
10. В отличие от других технологий, в частности акустических, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктивных процессов, выработанных в ходе эволюции, в результате чего эффективность такого воздействия заметно возрастает.
11. В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.
12. В процессе так называемого «вынашивания» специалисты-орнитологи приучают птицу к себе, окружению, специфическим условиям работы на аэродроме. Главная задача специалиста — найти с птицей контакт, добиться от нее доверия и привыкания к технике и персоналу.
13. До начала охоты на птицу надевают шлем-наглазник, чтобы не нервировать большим количеством объективов, направленных на нее — линзы фотоаппаратов ястреб воспринимает как чьи-то глаза и переживает за то, как будет выглядеть на экране. Бруня прислушивается к каждому звуку и периодически почесывается, пытаясь избавиться от шлема.
14. Прежде чем выпустить патрульную птицу в патрульный полет, к ее хвосту или лапе крепят небольшой передатчик, позволяющий отследить перемещения в радиусе 25 километров. Однако это скорее формальность — хорошо обученная птица держится рядом с хозяином и лишь в азарте погони за добычей может улететь на значительные расстояния.
15. Когда в поле зрения появляется нарушитель, ястреб срывается с насеста — у Ивана на левой руке специальная толстая кожаная перчатка для транспортировки птицы.
16. На сей раз нарушителем оказался голубь — не самая лёгкая добыча для ястреба. Нам они кажутся неповоротливыми увальнями, но на самом деле голуби очень шустрые и маневренные, когда находятся на открытой местности.
17. Проходит буквально десять секунд и нарушитель вот-вот окажется в лапах у Брунгильды.
18. Все происходило довольно далеко, так что обойдемся без подробностей. Скажу лишь, что работу свою Бруня выполнила на отлично, а нарушитель стал полноценным ястребиным обедом.
19. Как рассказал Иван, каждая птица в отряде имеет свой характер и выделить любимца из всех он не смог.
20. Бруня пока девица молодая и импульсивная, ей еще предстоит работать над собой и оттачивать охотничье мастерство.
21.
22. Вот такая красотка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий